В данный момент сайт еще находится в реконструкции! Приносим извинения за временные неудобства!
lang lang
Статьи / Просмотр статьи
Предчувствия меня не обманули

2014-07-25

Александр Мазин,

директор ООО «Сп Мастер Лтд» (Черкассы):

20.12.2004г.

– Я оцениваю нынешнее состояние яхтостроения в Украине как эмбриональное. Но замечу, что база для быстрого расширения производства яхт (здесь и в дальнейшем я говорю о парусно–моторных яхтах, но не о моторных т. к. плохо знаком с предметом) в стране создана, причем для постройки практически любого класса лодок, начиная с мини- и заканчивая мега-.

Что сдерживает развитие яхтостроения в Украине? Как всегда, на первом месте отсутствие реального спроса, формируемого во всем мире так называемым средним классом. А этого класса  у нас в стране нет и, я думаю, не скоро еще будет. Я не принимаю в расчет «нуворишей», так как они выше катеров и моторных яхт еще долго не поднимутся.

Второе – это бесчисленное множество контролирующих организаций нависающих над производствами  и не только при постройке яхт. А где «один с сошкой, а семеро с ложкой» - это мы уже проходили.

Третье – это наличие в стране Правил плавания для маломерного флота, к которому отнесли яхты, написанных при «царе горохе». В Европе, к которой нас призывают «приблизиться и коснутся», немецкие бюргеры ходят на 15-метровых

судах, имея любительски-спортивный статус. А у нас о судовом ходе идет речь как о «священной корове», на него яхтам «не можно». (Речь идет о запрете для яхт под парусами заходить на фарватер Днепра, предназначенный для движения транспортного флота и занимающий местами всю ширину реки.  – Прим. ред.) В принципе, только закончив профессиональное учебное заведение, ты можешь быть допущен на яхте на судовой ход, в соответствии с последними указаниями Госфлотнадзора. Не говоря уже о том, что отправляясь из Киева в Запорожье, вы должны прийти в судоходную инспекцию, принести документы, подтверждающие право владения судном и допуска к управлению им, согласовать маршрут, получить разрешение на выход в рейс. Интересно будет, если такую практику возьмет на вооружение ГАИ...

Выход яхты в море – это вообще отдельная тема. Советский Союз с его службами «отдыхает», даже там было проще.

Ну и, конечно, верх чиновничьего маразма – это решение об оплате шлюзования всех яхт по акцизному принципу. (Речь идет о решении Минтранса об установлении тарифа на услуги по шлюзованию на Днепре для самой малой яхты на уровне большого теплохода. По последним данным, это решение сейчас пересматривается. – Прим. ред.) Страну разорвали одним этим решением на отдельные части, не создавая при этом никаких новых административных границ – гениальное решение, Макиавелли перевернулся бы от зависти в гробу. Раз – и все сидят по своим хуторам.

Я c большим скепсисом оцениваю реальные перспективы национального яхтостроения. Сейчас на наш рынок будут пытаться прорваться поляки и иже с ними, которые внутри Евросоюза с его жесткими стандартами становятся мало конкурентоспособными. Если мы их безропотно пустим на наш яхтенный рынок, то украинские предприятия, еще не родившись, умрут. Не забывайте, что польское яхтостроение, выпестованное СССР, во времена СЭВ занимало в нем практически монопольное положение.

Реально наш рынок может ожить, если будут убраны таможенные барьеры в торговле с Россией, Беларусью и Казахстаном. Я думаю, это пока  единственно реальные страны, где наша продукция найдет нормальный сбыт, учитывая слабое предложение на тех рынках своих производителей.

Если говорить о «народной» яхте, то, по моему мнению – это утопия. Ее быть не может по определению. У нас уже создавали «народный» автомобиль, ну и что, построили? А яхта, самая дешевая, с категорией плавания К4 «Европейская категория С», менее 10000 евро (плюс минус 500 евро), стоить не может. Если у «народа» есть такие деньги, то «флаг нам в руки».

Что же касается яхтенного оборудования, то это все в Украине есть, кроме хорошего яхтенного двигателя  и мачтового профиля. Но мачтовый профиль сделать не большая  проблема, а вот двигатель – это сложно. Ну, пожалуй, еще одна проблема – это катаный морской нержавеющий крепеж и хорошие люки. У нас в стране этого пока не производят.